От своего отца я много раз слышал о необходимости много работать. Он сам был рабочим и хотел, чтобы рабочим стал и я. После школы я, действительно, к огромному удовольствию отца, поступил учеником на завод военной электроники. Я так там «напахал» с проводками и разъемами, что ОТК диву давалось…
Уже тогда понял, что без удовольствия, позитивных эмоций в процессе я могу только делать брак. И ушел в творчество, в журналистику, в которой быстро преуспел.
Но, может быть это я такой уникальный? Может быть, другие могут достичь успеха путем усердности и настойчивости?
Вот вопрос: является ли способность к «многоделанию», усердию важным условием жизненного успеха? Много раз слышал и читал о том от авторитетов, что, мол, секрет достижения их необыкновенных результатов – упорный труд.
В советское время этот тезис был вне критики. Конечно, работать и еще раз работать! И сама профессия «рабочий» была сакрализирована. Но когда недавно от вполне, казалось бы, вменяемого френда в ФБ я услышал ту же сентенцию –«пахать нада!», это меня как-то покоробило.
А надо ли?
Ведь мир изменился коренным образом. Совок умер институционально (ментально, конечно, он еще жив в головах миллионов старшего поколения). Изменились и предпосылки успеха. И ценности также.
Действительно ли для успеха необходимо много работать в век искусственного интеллекта, социальных сетей и мобильных устройств, которые равносильны по мощности недавним компам. Есть о чем поразмышлять…
Конечно, тот, кто вообще ничего не делает, очевидно, что и ничего не получит. Но тут нет линейной зависимости. Это хорошо видно по студентам: после окончания вуза успех в жизни в редких случаях получают студенты, которые все свое время посвящали конспектам, оценкам.
Как многолетний доцент университета скажу уверенно: как раз наоборот. Видел другую закономерность: неожиданно яркая карьера была нередко и у студентов-«разгильдяев», игнорировавших лекции, пропадавших «Бог знает где», нестандартных и непрогнозируемых…
Как аналитик систем, я точно знаю обоснование этой странности с точки зрения нелинейности законов систем, по которым живет мир.
Например, все знают о Законе Паретто, который говорит, что в мире 80 процентов результатов дают 20 процентов причин… Но это в Италии. где жил Паретто. Не более 2-3 процентов украинцев владеют 97-98 процентами национального богатства. Только 1-2% клиентов из потенциальных дают 99% прибыли (не дохода). 1% проблем приносит 99% ущерба и т.п. и наоборот.
Успех, следовательно, приходит к тем, кто работает не много, а … точно.
Это хорошо знают финансисты, трейдеры, да и все спекулянты на рынке. Только немногие торговые операции приносят прибыль выше среднего. Помню, прочитал у Баффета, самого крутого финансиста мира: в год, по его словам, он совершает всего одну-две сделки. Остальное время он с партнером читает прессу, чтобы понять, с кем именно эти сделки стоит сделать.
Кстати, это же касается и применения различных инструментов для продвижения даже однотипных продуктов. У одного консультанта львиную долю клиентов дает Фейсбук, у другого – «молва», у третьего – его книги и т. д. И нет общего правила, нет волшебной палочки. Валовое наращивание усилий по продвижению по разным каналам часто ведет к тому, что достигается обратный, негативный эффект.
Канал продвижения является важнейшим позиционирующим фактором. И когда кто-то бездумно, в погоне за модой начинает расширять свои усилия по всем каналам, рекомендуемым «гуру продвижения», он может «размазать» свое позиционирование и в результате такого «продвижения» задвинуться на рынке …
Конечно, возникает закономерный вопрос: а как определить этот самый 1% усилий, на которых стоит сосредотачивать свою энергию?
Несколько мыслей:
- Копирование чужих стратегий, тактик, моделей в нелинейных сложных системах, в которых условия бизнеса меняются постоянно, – это тупик. Соответственно, если толпа с энтузиазмом ринулась в определенную сторону (например, в «престижную сферу» заработка, в использование нового способа продвижения и т.п.), стоит сто раз продумать, насколько органично для вас как человека, консультанта, компании использовать данный инструмент.
Очевидно, гораздо более продуктивно потратить свое время на поиск креативной и точной идеи конкретно для себя. Но идеи, как правило, приходят в самое неподходящее время, в душе, на прогулке, в танце, на природе. Редко – за рабочим столом. Именно поэтому офисы Фейсбука, Гугла и других компаний-новаторов спланированы так, чтобы человек мог найти себе уголок, в котором почувствал бы себя как на отдыхе, вне рабочего процесса. Тот, кто пытается родить продуктивную идею «пахотой», скорее всего, родит шаблон, обреченный на неуспех…
Хотя, если от тебя заказчики или работодатели ждут шаблон…
- Чем стабильнее кажется система, тем меньше в ней возможностей для реализации для всех, кто стучится в нее извне с желанием получить ее ресурсы… Но, слава Богу, мы живем в усложняющемся хаосе. Деньги и возможности гнездятся в хаосе, там, где резко меняются правила игры, на стыке периодов, в точке бифуркации системы.
Другими словами, в китайской поговорке — «сиди и жди, когда возле тебя проплывет труп твоего врага» — много смысла. Успех приходит к тем, кто спокойно дожидается нужного времени для нужного действия.
Как ведический астролог, скажу и более определенно: есть совсем немного времени в лунном календаре, когда смысл действия и энергия времени совпадают. Есть месяцы, когда стоит просто плыть по течению. Например, сейчас в марте-апреле по лунному календарю ретроградная Венера и любые дела в сфере партнерства, путешествия, покупка транспорта, косметические операции и многое другое заведомо рисковые. А с 6 апреля начинает ретроградный Сатурн, который внесет свои коррективы… Поэтому в эти периоды следует очень точно выбирать время для важных начинаний.
Пахать можно, но что пожинать будем?
- Есть еще одна разновидность «пахоты», которая пропагандируется всякого рода консультантам по продвижению в сетях и не только. Постоянно вижу в ленте ФБ призывы посетить какой-то судьбоносный тренинг по продвижению новыми инструментами. Благо, инструменты ФБ, Инстаграма и др. появляются как грибы после дождя.
Но 99% успеха продвижения – не в инструментах, а в точном позиционирования предмета продвижения. Нельзя продвинуть «непродвигаемое».
А что такое позиционирование как не креатив, «лень ума», который не хочет многого, а хочет быть четким, точным. Тот, кто грамотно определит позиционирование продукта, услуги, бренда, фактически предопределяет его успех.
Но разве для нахождения идеи позиционирования нужно много работать? Необходимо «чувствовать» продукт. Словить инсайт лучше, как мы уже говорили, на прогулке. Так что отпускайте тех, кто в офисе старший по инсайтам, побольше гулять и дурачиться….
- И пару слов о логике. Такой стиль мышления предполагает процесс сопоставления фктов, анализа… Словом, умственную пахоту.Однако, мир нелогичен, иррационален в принципе. Поэтому логика – самый ненадежный инструмент в определении целей, форматов и путей в любой деятельности и в том числе продвижения.
Это кажется странным. Для большинства людей логика – это высшая добродетель… Но в нелинейной среде логика способна оперировать только тем, что имеется в памяти, т.е. уже отработанными шаблонами.
А поскольку время сейчас особо быстрое, шаблоны, писанные в бизнес-книгах, чаще всего не применимы даже в краткосрочной перспективе. Снова и снова подчеркну уже банальность: нужна «чуйка», нелинейное мышление, основанное и на интуиции, и здравом смысле. Идея не обязательно должна быть особо новой, она должна быть адекватной, не скопированной с популярного шаблона.
- Информация в системах движется по капиллярам системных связей. Поэтому связи в продвижении решают все в буквальном и метафорическом смыслах!
С одной стороны, рекомендации, содействие, партнерство «центров связей» систем всегда более эффективно, чем рекламный посев по площадям. Поэтому с «центрами связей» важно дружить, партнерствовать, инвестрировать в них. Это — лучшее для продвижения в системе.
С другой стороны, линии связей в любой системе нелинейны, они часто неочевидны. Да и сами «центры связей» также неочевидны. Но тот, кто изучит конфигурацию связей в той системе, в которой планируется продвижение, а потом пропишет стратегию продвижения по этим каналам, сможет получить эффект мгновенного впрыска в систему.
Я это к тому, что есть только одна сфера, в которой стоит «усердно» и кропотливо работать, поскольку иначе никак не получится, – это налаживание связей с лидерами тех систем, в которых реализуется продвижение. Это окупится сторицей всегда. Это – капитал.
… Вчера смотрел выступления Э.Маска в Дубае о будущем, трендах. Заслуживает внимания его тезис о том, что очень скоро развитие роботизации и технологизация процессов убьет рутину во всех сферах жизни. «Пахать» будет просто негде!
В то же время люди творческих профессий в самом широком смысле слова, во всех сферах всегда будут востребованы. Будущее – за гуманитариями, синергетиками, людьми фьюжн-компетенций.
Будущее, о котором говорит Маск, кажется многим слишком далекой перспективой. Но это – горизонт 10-15 лет! Но, скорее всего, и того меньше для наиболее созревших для этого территорий.
Как жить, чтобы не пахать?
Жить по предназначению, т.е. реализуя присущую каждому человеку тягу к счастью, удовольствию от процесса жизни (кстати, если для вас это актуальный вопрос, могу рассказать о том, как я помогаю свои клиентам сформулировать свое предназначение ). А жить по предназначению можно лишь тогда, когда человек будет «ленив» для любой деятельности, которая ему не нравится, не подходит ему по ценностям, интересам.
Вот и парадокс: лень – великая сила прогресса ?
Пушкин лениво прохаживался в усадьбе Болдино и сотворил «Болдинскую осень»… Все, кто оставил след в истории, реализовали зов своей страсти, а не «пахали». Их напряженная жизнь в творческом горении всегда была скорее игрой, чем работой. И в недалеком будущем природа будет отбирать успешных именно по способности «играть в жизнь», наслаждаться творчеством ради творчества.
Эти люди будут и сами жить, и управлять жизнью.
А остальные, «пахари», если поверить Маску, будут получать от государства пособие по безработице. Вы думаете, что это – далеко за горизонтом? И вы это точно не застанете? Вы, батенька, оптимист.Рождественская индейка также была великой оптимисткой. А потом пришел «День благодарения»…Будущее для большинства, тоскующего за стабильностью, живущего по заповедям наших родителей-трудоголиков, наступит внезапно как «черный лебедь» Нассима Талеба.
Но не для тех, кто в будущем уже сейчас. Скорее всего, не заметят наступления будущего именно ленивые для «пахоты», студенты, которые мутят свои непонятные преподавателям проекты вместо пар и чудят в невероятных стартапах вместо зачетов…Таких людей немного. Но и не так уж мало.Все по Паретто, по «закону несправедливости» в нелинейном мире.