Слово «бренд» имеет магическую силу. Оно притягивает, манит к себе… Многие хотят быть брендами только потому, что в массовом сознании бренд — синоним успеха. Но, на самом деле, успех в материальной сфере и самореализация — вовсе не обязательно связаны с персональным брендом. Скорее, наоборот — деньги и материальный успех быстрее придут к тем, кто любит решать свои дела в тени. Большие деньги любят тишину..
Бренд необходим, безусловно, тем, чей успех зависит от любви целевых аудиторий.
Бренд — это не только и не столько нематериальный актив, но и актив эмоциональный. Но даже в политике мы знаем немало примеров «теневых» блестящих карьер. Да и в искусстве нередко бренды создаются как бы вопреки стараниям своих носителей: как результат творческих прорывов, а не как следствие целенаправленного брендинга.
Помню, лет 10 назад у меня был клиент — мер небольшого городка. Мы почти начали с ним системную работу по развитию его персонального бренда. Но я спросил его как-то: «Кем вы хотите быть в своих мечтах?» Он задумался. А потом сказал неожиданное: «Богатым бездельником.»
Ну зачем «богатому бездельнику» персональный бренд? Так у нас ничего и не началось… Хотя, к слову, как мер он вполне успешен: руководит городом много лет, в городе чисто и уютно, реализует немало грантовых проектов….
Да, но политическим брендом в общенациональном плане он не стал. Хотя и мог. Но не захотел.
Так кому же тогда необходим персональный брендинг?
На мой взгляд, только тем, кто получает (или хочет получать) удовольствие от публичного признания, жизни в свете юпитеров. Это — скорее личностный вызов, проявление своей жизненной миссии «светить».
Как правило, желание иметь свой неповторимый персональный бренд приходит к людям, которых рациональными в обычном смысле не назовешь. Они стремятся жить вне шаблона. Сама мысль о том, чтобы шагать строем, для них часто невыносима. Хотя жизнь их и засовывает иногда в корпоративные клетки, где шагать можно только строем…
Но поскольку внутренняя структура личности у таких людей так же нестандартна, как и их желания,то им часто сложно логично выразить свои цели и устремления. Еще более сложно им сформировать свое лидерское позиционирование, поскольку они нацелены на новое, они — бунтари, а живут в деловом мире, который приветствует понятия традиции. а какой брендинг без осознанного позиционирования? Хаотичные движения…
В последние годы, когда циклы жизни продуктов, потребностей людей уменьшились кардинально, обычное бренд-позиционирование, основанное на привязке к продуктам и услугам, ушло в небытие. Сегодня ты замечательный харизматичный продавец машин, а завтра процесс передвижения людей изменится так, что само понятие «персональный транспорт» станет анахронизмом. И так во всех сферах, где точками дифференциации бренда являются способности человека в сфере технологий.
Технологии изменяются, но поскольку стремление к персональному бренду — внутри самого человека, то появляется спрос на принципиально иное бренд-позиционирование, стойкое к размытию в условиях внешнего хаоса.
Поэтому именно бренд-позиционирование, основанное на внутренних активах человека, которые всегда будут с ним, — всегда первый шаг в моей программе персонального брендинга.
Но сделать это не так и просто.
Вернее, если у человека внутри все просто, то зачем для него бренд-консультант? Ко мне обращаются те люди, которые имеют фьюжн-таланты, смешение «несмешаемых» качеств. И потому требуется нестандартный взгляд на человека «со стороны», понимание его непростой жизненной миссии-вызова. Нужны грамотное управление внутренними активами, репутационный менеджмент, имиджмейкинг, PR.
Часто нельзя обойтись без проведения предварительной консультации по предназначению на основе технологий ведической астрологии (подробнее — на другом моем сайте). Но это не обязательно. Есть люди, скептически относящиеся к ведической астрологии, но при этом имеющие потребность в познании самого себя. В этом случае я применяю инструментарий тестов и глубинного интервью.
Спозиционировать бренд-модель очень важно. Но не менее важно «одеть» бренд так, чтобы при этом идти к цели брендинга кратчайшим путем.
К слову сказать, далеко не всегда персональный брендинг, например, руководителя организации, гармоничен в контексте маркетинга организации. Бренд может помогать продвигать бизнес и одновременно служить препятствием для ее развития в другом наравлении, если персональный бренд не гармонизирован с брендингом корпоративным. Это — также сложная и актуальная задача.
Например, был у меня клиент — собственник ресторанной сети с ярким персональным брендом. Но позвал он меня не продвигать свой персональный бренд (в этой сфере он действует интуитивно и достаточно успешно), а ответить на вопрос, почему к нему не идут в сеть управляющие ресторанами.
Когда я проанализировал ситуацию, что выявил, что яркость персонального бренда собственника затмевала для талантливых рестораторов мотив работать в этой ресторанной сети. Ведь все успехи приписываются лидеру организации. И сублидерам остаются репутационные крохи…
К тому же характер у лидера, как это почти всегда бывает, мало сказать непростой… Может обматерить публично руководителя ресторана, если тот не будет соответствовать. Проработав с сетью почти год, я понял, что реализовать в этом контексте проект развития корпоративного бренда невозможно.
Поэтому в процессе персонального брендинга возникают часто непредвиденные задачи и далеко не все они решаемы логичными путями. Крайне важен уровень культуры носителя бренда, его эмпатичность, готовность слышать и слушать коллег, мир, способность к стратегическому лидерству. Работа с Заказчиком в процессе персонального брендинга всегда непредсказуема. С кем-то я работаю долго и размеренно. С кем-то взрывным способом, провокативно, с кем-то пунктиром (с перерывами).
И форматы работы также строго индивидуальны. Это может быть и консалтинг. И тренинг публичности. И практическая работа с событиями и контентом. Но в целом можно определить общий алгоритм по этапам:
- Аудит ценностей и активов носителя бренда
- Позиционирование персонального бренда
- Описание бренда во всех его атрибутах
- Разработка «стратегии прорыва»
- Разработка модели стратегических коммуникаций бренда (репутационной, имиджмейкинской, событийной составляющих)
- Разработка позиционирующего события
- Консультационное сопровождение брендинга
- Повышение публичного мастерства носителя бренда (тренинги коммуникации в разных форматах)
Безусловно, эти этапы не обязательно последовательны.
Возможные форматы сотрудничества Консультанта и Заказчика
1. Консультационный почасовый: все работы выполняются собственным персоналом Заказчика при консультационной поддержке Консультанта .
2. Проектный: работа определяется как проект. При этом проектом может быть как одна составляющая часть брендинга, так и брендинг как целое в определенный период (оплата просчитывается на основе времени, который необходимо затратить на проект, сложности и срочности).
3. Абонентное обслуживание: Консультант разрабатывает и ведет проект с ответственностью за конечный результат (оплата договорная).
4. Тренинг публичности
Стоимость работы — строго индивидуальна, по договоренности. Иногда я сознательно иду на снижение нормы прибыли в собственном консалтинге, если для меня процесс работы с необычным Заказчиком доставляет особое удовольствие. Тут я как художник…Это бывает достаточно часто, кстати.
Для меня самый лучший гонорар — это реализованный бренд клиента.
Наблюдать, как у моего бывшего клиента растет харизма, как удивляет он мироздание своим творчеством, это самый для меня крутой гонорар!
Слава Богу, таких людей уже немало.
Если кураж стать брендом есть и у вас, но что-то мешает, пишите мне на почту [email protected]
Возможно, вам просто нужно помочь расправить крылья?
А если вы уже решились, регистрируйтесь!